Суфьян ибн Са’ид ибн Масрукъ ас-Саури

Cуфьян ибн Са’ид ибн Масрукъ ас-Саури — Куфиец, таби-таби’ин (последователь последователей), который родился в 97 году по хиджре.

Он был имамом своего времени, надежным и правдивым, которому в хадисах не было равных в его время.

Имам аз-Захаби в «ас-Сияр» передал, что Шу’ба, Ибн Уяйна, Абу Асым, Яхья ибн Ма’ин и др. говорили: «Суфьян ас-Саури — это амир правоверных в хадисах!»

А Башар аль-Хафи говорил: «Суфьян ас-Саури в свое время был как Абу бакр и Умар в свое время».

Имам Ахмад говорил: «Ибн Уяйна мне говорил: «Ты вряд ли увидишь подобного Суфьяну ас-Саури до самой смерти!»

Имам аль-Аджлюни говорил: «Он был надежным передатчиком в хадисах, аскетом, факъихом и приверженцем Сунны. И был из людей, говоривших строже всех перед правителем». См. «Тарих ас-сикъат» 162.

Но вместе с этим он никогда не выступал против правителей по причине их грехов и порочности и не призывал к этому! Имам аз-Захаби сказал в «ас-Сияр» о нем: «Когда перед Суфьяном упоминали о правителях, он не считал дозволенным выходить против них вообще!»

Однако несмотря на величие и достоинство этого имама, некоторые ученые обвиняли его в том, что он занимался тадлисом. Имам ас-Суюты в «ат-Тадриб» писал, что аль-Хатыб говорил: «А’маш и Суфьян ас-Саури занимались тадлисом». Но сам ас-Суюты сказал: «Тадлис — это не ложь, а разновидность подтасовки». См. «Тадриб ар-рауи» 1/260.

И несмотря на это хадисы от Суфьяна ас-Саури передавали и аль-Бухари и Муслим в своих Сахихах.

Описание его поведения имамами:
Абдур-Рахман Ибн Махди говорил: «Когда мы были у него, то он словно стоял уже перед расчетом».

Абу Нуайм говорил: «Если Суфьяну напоминали о смерти, то не было от него пользы после этого в течении нескольких дней».

Наиболее известные и мудрые высказывания Суфьяна ас-Саури:
«Нововведения более любимы для Иблиса, чем грехи, поскольку за грех можно раскаяться, а за нововведение нет!» См. «Шарх усуль-И’тикъад» 238.

«Тот, кто услышал ересь, не должен рассказывать ее своим собеседникам и подбрасывать ее в их сердца!» аль-Багъауи в «Шарх ас-Сунна» 1/227.

«Даже, если бы я застал ‘Али ибн Аби Талиба, я бы не вышел вместе с ним (в сражении)». аль-Халляль в «ас-Сунна» 99.

«Плачь бывает десяти видов. Девять из них не ради Аллаха и лишь один — ради Него. И если человек плачет ради Аллаха хотя бы один раз в году, то и этого много!» Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 7/11.

«Зухд (аскетизм) — это отсутствие больших надежд, а не употребление плохой пищи и ношение шерстяной одежды». Уаки’ в «аз-Зухд» 1/222.

«Люди спят, а когда они умирают, то просыпаются». См. «аль-Мау’изату аль-муминин» 231.

«Понимание смысла хадисов и их толкование важнее, чем их простое заучивание!» См. «аль-Адабу-шшар’ия» 2/119.

«Ангелы являются хранителями небес, а знатоки хадисов являются хранителями земли». См. «Шарафу асхабиль-хадис» 85.

«Иснад — это оружие верующего! И если у него не будет этого оружия, то с помощью чего он будет сражаться?!» См. «Файдуль-Къадир» 1/433.

«Если ты увидишь молодого человека, который позволяет себе говорить перед шейхами, даже если он достиг какого-то уровня знания, то отчайся в том, что в нем есть благо! Поистине, он не скромный!» аль-Байхакъи в «аль-Мадхаль» 388.

«Мы не перестаем учиться, пока находим тех, кто нас обучает!» См. «Тазкиратуль-хуфаз» 3/940.

«Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!» См. «аль-Худжда фи баяниль-махаджа» 2/484.

«Если тебе удастся почесать свою голову именно так, как это делали саляфы, то сделай это». См. «Заммуль-калям» 1/181.

Скончался этот великий имам в 161 году по хиджре, и Ибн Махди говорил, что скончался он от болезни живота. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пятеро являются шахидами: умерший от чумы, умерший от болезней живота, утонувший, погибший под обломками (здания) и павший на пути Аллаха». аль-Бухари 654, Муслим 1914.

Да помилует Аллах этого великого имама, простит ему его грехи, сделает его шахидом и введет в Райские сады!

Имам Абу Зур’а говорил: «Если ты увидишь куфийца, который порочит Суфьяна ас-Саури, то не сомневайся в том, что он рафидит!» См. «ат-Табакъат аль-Ханабиля» 1/199.

Источник: Исламский форум

Читайте еще по теме…