Вопрос: Ассаламу алейкум. Я знаю, что есть одно шариатское правило основанное на хадисе от Айши, что в поклонении все в своей основе запрещено, но для некоторых мусульман просто этого хадиса не достаточно, и они требуют предоставить им слова ученых из книг, подтверждавших бы это правило. Вы не могли бы помочь в этом?

Ответ: Уа алейкум салам.
Удивительно, этим людям не достаточно хадиса, но будут достаточны слова ученых?!

Или просто они хотят знать, кто из ученых так понял этот хадис? Если второе, то в этом нет тогда ничего плохого.

Вот немного об этом хадисе и его понимании:

От ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» аль-Бухари 2697, Муслим 1718.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Языковеды говорили, что слово «отвергнуто», означает: не действительно!” См. “Шарх аль-арба’ун” 24.

Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Тот, кто внес что-либо в шариат, на что не указывает его основа, то эта вещь отвергается, это не совершают и к нему не склоняются!” См. “аль-Муфхим” 5/171.

Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис является величайшей основой из основ Ислама, и это одно из наиболее кратких и многозначных по смыслу высказываний пророка (мир ему и благословения Аллаха). Этот хадис: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!», ясно указывает на то, что все новшества и нововведения будут отвергнуты. А вторая его версия: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» добавляет другую идею, состоящую в том, что некоторые из последовавших нововведениям других, могут заупрямиться и привести в доказательство первую версию: «Кто внесет в это наше дело». Они могут сказать: “Я не вношу ничего!” В этом случае, в качестве довода может быть предоставлено вторая версия хадиса, отвергающая все нововведения независимо от того вносит ли их сам человек, или последовал за тем, кто привносит их. Этот хадис – из тех, которые необходимо выучить и использовать для порицаемых поступков”. См. “Шарх Сахих Муслим” 12/16.

Хафиз Ибн Раджаб в комментарии к этому хадису сказал: “Этот хадис занимает великое место в основах Ислама! Он подобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона деяний, подобно тому, как хадис: «Дела оцениваются по намерениям» – является мерилом, по которому оцениваются внутренние деяния. Так же, как любое дело, совершаемое не ради Аллаха, не приносит никакой награды для совершающего его, так и всякое деяние, на которое не было указания от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), будет отвергнуто и возвращено тому, кто его совершает. Любое деяние, внедренное в религию, но на которое Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) не дали дозволения, не имеет никакого отношения к религии. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания», указывают на то, что все религиозные деяния, совершаемые человеком, должны соответствовать положениям шариата!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 1/176.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! И мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» См. «аль-Фатауа аль-кубра» 2/242.

Передается от имам Малика, да смилуется над ним Аллах, о том, что он говорил: «Тот, кто введет новшество в религию считая, что в этом есть благо, то он полагает, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предал откровение), так как Аллах, Велик Он и Могуч, говорит: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» Cм. «аль-И’тисам», аш-Шатыби.

Источник: Саляф-форум