Всевышний Аллах – Творец, Создатель, Знающий, Мудрый — благодаря своему всеобъемлющему знанию, своей мудрости и своему всемогуществу сотворил эту великую вселенную и ус­тановил в ней порядок для того, чтобы претворить в жизнь свой божественный замысел, а не понапрасну и не для забавы и развлечения.

Всевышний сказал: «Не ради забавы Мы создали небеса, землю и то, что ме­жду ними. Мы создали их только ради истины, но боль­шинство их (т.е. грешников) не ведают об этом». Сура «Дым», аяты 38-39

Он также сказал: «Ха Мим. Это писание ниспослано Аллахом, великим, мудрым. Мы создали небеса и землю и то, что между ними, в истине и на определенный срок. Те, которые не веруют, отворачиваются от того, о чем их увещевают». Сура «Ахкаф», аяты 1-3

Он сотворил джиннов и людей и сообщил о великой мудро­сти и благородной цели их сотворения и сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Мне не надобно от них никакого удела и не надобно, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах сам дарует пропитание. Он — могущественный, сильный». Сура «Рассеивающие», аяты 56-58

Всевышний также сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною? Превыше всего Ал­лах, владыка истинный, нет божества, кроме Него. [Он] — Господь преславного трона». Сура «Верующие», аяты 115-116

Он также сказал: «Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе?» Сура «Воскресение», аят 36

Неужели он полагает, что сотворивший его Аллах оставит его без своих повелений и запретов?

Всевышний сказал: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, который сотворил смерть и жизнь, дабы под­вергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — великий, прощающий». Сура «Власть», аяты 1-2

Он возвестил, что создал людей для того, чтобы испытать их, дабы стало ясно, кто готов повиноваться Аллаху и следо­вать путем Его посланников.

Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас, — может быть, вы станете богобо­язненны. [Поклоняйтесь Господу,] который сделал землю ложем вашим, а небо — кровом вашим, который низвел с неба воду и взрастил на земле плоды для вашего пропита­ния. Не придавайте Аллаху равных, заведомо зная [, что никто не сравнится с Ним]». Сура «Корова», аяты 21-22

Так Господь повелел Своим рабам быть верными той цели, ради которой Он сотворил их. Он одарил их всем необходи­мым для служения этой великой цели и предостерег их от ук­лонения от нее. Так не отвечайте неблагодарностью на оказан­ную вам милость и «не придавайте Аллаху равных, заведо­мо зная, [что никто не сравнится с Ним]».

Господь сказал: «Несомненно, Мы почтили сынов Адама, и по Нашей во­ле они передвигаются по суше и по морю. Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тва­рями». Сура «Ночное путешествие», аят 70

Аллах оказал человеку такую почесть и вознес его на такое высокое место только из-за той славной цели, ради которой человек был сотворен. И служа этой цели, человек обязан по­клоняться Аллаху, почитать Его, не думать о Нем неподобаю­щим образом и не придавать Ему сотоварищей и равных, по­тому что всемогущий Аллах лишен всяких недостатков и пре­выше всяких сотоварищей.

Таким образом, Аллах почтил человека и подчинил эту зем­лю во благо ему для того, чтобы он мог выполнять свой долг перед Творцом и самым прекрасным и совершенным образом служить той цели, ради которой он был сотворен.

Всевышний сказал: «Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, что Мы даровали им в удел, пока не наступит день, когда не будет ни торговли, ни дружбы. Аллах — тот, кто создал небеса и землю, ниспослал с неба дождь и взрастил [вла­гою] его плоды вам в удел, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, непре­станно находящиеся в движении солнце и луну, подчинил вам ночь и день и даровал вам все, о чем вы просили. Если бы вы попытались счесть милости Аллаха, то вам бы не удалось сосчитать их. Но человек несправедлив и неблаго­дарен». Сура «Ибрахим», аяты 31-34

Аллах почтил человека разумом и подсознанием

Помимо этих величайших милостей Господь одарил чело­века разумом, благодаря которому человек может самостоя­тельно выполнять божественные повеления и постигать их смысл, и подсознанием,[1] которое гармонирует с благородным откровением и истинной религией, с которыми приходили Бо­жьи посланники. Так устами своих святых посланников всемо­гущий Аллах показывал людям прямой путь.

Всевышний сказал: «Искренне обрати свой лик к религии. Это качество, ко­торое Аллах привил людям. То, что сотворил Аллах, не подлежит изменению. Такова истинная вера, но большин­ство людей не ведают [этого]». Сура «Римляне», аят 31

Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек рождается с привитой ему врожденной при­верженностью [к поклонению одному Аллаху], а его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником. Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным но­сом?» Затем Абу Хурейра прочел слова Всевышнего: «Это ка­чество, которое Аллах привил людям». аль-Бухари (1358), (1359), (1385), (4775); Муслим, Ахмад (2/315, 346, 393), (2/233, 275), Абу Дауд (4714), ат-Тирмизи (2137) и Малик (1/241).

‘Ийад ибн Химар аль-Муджаши’и рассказывал, что однаж­ды, читая проповедь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и могучий Ал­лах повелел мне научить вас тому, чему Он научил меня сего­дня и чего вы не знаете: «Всякое богатство, которым Я наделил Моих рабов, дозволено для них. [2] Я сотворил всех Моих рабов покорными Мне. Но дьяволы пришли к ним, уклонили их от их религии, запретили им то, что Я дозволил им, и велели им поклоняться наряду со Мной ложным божествам, не имея ни­каких оснований для этого…». Муслим (4/2197).

Аллах почтил людей тем, что отправил к ним посланников и ниспослал им писания

Что же это за послание, с которым приходили пречистые Божьи избранники? Чему они учили свои народы?

Их миссия заключалась в том, чтобы научить их всему, что способно принести им добро, и отдалить их ото всякого зла. Пророки Аллаха открыли человечеству глаза на то, как обрес­ти счастье в этом мире и после смерти. Нет блага, о котором бы они не сообщили людям, как и нет зла, от которого бы они не предостерегли людей.

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал, что однажды они отправились в поход и сделали привал. Кто-то чинил свою палатку, кто-то стрелял из лука, кто-то пас скот. Тут глашатай Посланника Аллаха призвал всех на молитву. Сподвижники собрались возле пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Обязанностью каждого пророка до меня было указать сво­ему народу на все благо, о котором ему было известно, и пре­достеречь его от всего зла, о котором ему было известно. Ваша [мусульманская] община будет оставаться благополучной в начале, а потом ее постигнут беды и испытания и многое, что вам не понравится. Будут возникать смуты, и каждая преды­дущая будет казаться незначительной по сравнению с после­дующей. Наступит смута, и верующий скажет: «Настала моя погибель!» Но она пройдет, и наступит другая, и верующий вновь скажет: «Вот теперь она настала! Вот теперь!» Кто жела­ет отдалиться от ада и войти в рай, пусть встретит свою смерть, веруя в Аллаха и в Судный день, и пусть ходит к тем людям, которым нравится, когда к ним приходят. Кто присяг­нул на верность правителю и дал ему свою руку и сердце, пусть повинуется ему, пока может. А если кто-то станет вести с ним тяжбу за власть, то отрубите ему голову». Муслим 1844.

Все пророки учили добру и предостерегали ото зла. В этом состояла их миссия. Но с чего она начиналась и вокруг чего сосредотачивалась? Есть несколько основных принципов, во­круг которых строился и с которых начинался призыв проро­ков к Аллаху. К ним относятся:

1) единобожие;

2) вера в пророков;

3) вера в Судный день.[3]

Эти три принципа присущи призывам всех посланников, и священный Коран уделяет им большое внимание и разъясняет их самым прекрасным образом. На них построено исламское вероучение, и о них неоднократно заходит речь в писании Ал­лаха. В каждой суре Корана содержатся доказательства этих трех принципов, доступные для нашего разума либо для на­ших органов чувственного восприятия. О них свидетельствует большинство коранических притч и рассказов. И тот, кто об­ладает здравым смыслом, рассудительным умом и трезвым во­ображением, осознает их смысл.

Об этом ниспосланы абсолютно все писания Аллаха и в этом единогласны все небесные религии.

Самым важным и самым великим из этих трех принципов является единобожие. Это — основа основ. Все коранические суры подчеркивают единственность высочайшего и всеблагого Аллаха. Что представляет собой Коран?

Во-первых, Коран сообщает нам об Аллахе, Его именах, ка­чествах, способностях, а это есть единобожие, которое пости­гается благодаря знаниям.

Во-вторых, он призывает нас поклоняться Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей, и низлагать все, чему покло­няются наряду с Ним. Это есть единобожие, которое выполня­ется по нашей воле и при нашем желании.

В-третьих, он содержит повеления и запреты и учит нас придерживаться их. Это является одним из требований едино­божия, без которого оно не может быть полным.

В-четвертых, он возвещает о награде для тех, кто исповеду­ет единобожие, об их судьбе в этом мире и о почестях, кото­рые приготовлены для них в будущей жизни. Это — награда за единобожие.

В-пятых, он сообщает о язычестве и многобожии, о страда­ниях, которые выпадают на долю язычников в этом мире, и о мучительном наказании, уготованном для них в мире вечном. А это — воздаяние для тех, кто отказался от единобожия.

Таким образом, весь Коран ниспослан о единобожии, его требованиях и вознаграждении за него, а также о язычестве, язычниках и ожидающей их каре. См. книгу «Шарх аль-Акида ат-Тахавийа» (стр. 88)

Из книги «МУДРОСТЬ И ЛОГИКА В МЕТОДАХ ПРИЗЫВА ПРОРОКОВ К АЛЛАХУ», шейха Раби’ ибн Хади аль-Мадхали, перевод Кулиева Э.


[1] Арабское слово «фитра» означает «подсознание, природа, врожденное качество». Смысл этого в том, что человек рождает с неким врожденным качеством, благодаря которому он готов принять религию Аллаха. Если бы он не находился под влиянием людей, то непременно последовал бы заложенному в нем инстинкту. Однако какой-нибудь из человеческих изъянов или же подражание тем или иным людям уклоняют его от этого. См. книгу Ибн аль-Асира «ан-Нихайа» (3/457). Ибн Хаджар аль-‘Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» (3/248) писал: «Ученые высказывали несколько мнений о том, что подразумевается под врожденным качеством человека. Но большинство из них считает, что это -приверженность исламу. Ибн ‘Абд аль-Барр говорил, что большинство праведных мусульманских ученых считало, что «качеством, которое Аллах привил людям,» является приверженность исламу».

[2] Арабские язычники запрещали себе есть и даже использовать некоторых животных. В этом хадисе отмечается, что дозволенное Аллахом не становится запрещенным, если его запрещают люди. Рабы Аллаха могут использовать все то богатство, которым они владеют, если оно принадлежит им по праву.

[3] Имам аш-Шаукани написал книгу «Иршад аль-Фухуль иля Иттифак аш-Шараи’ аля ат-Таухид ва аль-Ма’ад ва ан-Нубувват» («Сходство религий в необходимости единобожия и веры в Судный день и пророков»), в которой он в подтверждение своих слов привел доказательства их Корана, Торы и Евангелия.