Аль-Бухари — имам Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Исма’ил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира аль-Джу’фи (194 (810) — 256 (870), великий мусульманский ученый-мухаддис, хафиз, автор книг «аль-Джами’ ас-Сахих», «ат-Тарих аль-Кабир», «аль-Адаб аль-Муфрад» и др. Он передавал хадисы от Ахмада ибн Ханбаля, аль-Хамиди, Ибн аль-Мадини и их современников. Его учениками были: Муслим, ан-Наса’и, ат-Тирмизи, аль-Фирабри и др.

Достоинства этого ученого трудно описать. Он обладал прекрасной памятью и сказал о себе: «Я собрал хадисы от тысячи с лишним шейхов, и от каждого из них — по десять с лишним тысяч хадисов. И нет ни одного хадиса, иснада которого я бы не помнил» «Табакат аль-Ханабиля» 1/275, «Тарих Багдад» 2/10, «Тахзиб аль-Камаль» 1170.

Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Память закончилась на четырех людях из Хорасана: Абу Зур’е ар-Рази, Мухаммаде ибн Исма’иле аль-Бухари, ’Абдуллахе ибн ’Абд ар-Рахмане ас-Самарканди и аль-Хасане ибн Шуджжа аль-Балхи» «Тахзиб аль-Камаль» 1171.

Свидетельств уникальной памяти этого ученого очень много. Хашид ибн Исма’ил рассказывал: «Абу ’Абдуллах аль-Бухари сопровождал нас к шейхам Басры, когда он был ребенком, но ничего не записывал. Мы сказали ему: „Ты сопровождаешь нас, но ничего не записываешь. Что же ты делаешь?“ Через шестнадцать дней он сказал нам: „Вы очень назойливы и много спрашиваете. Покажите мне, что вы написали“. Мы показали ему то, что у нас было: там было более пятнадцати тысяч хадисов. Тогда он прочел их всех наизусть, да так, что мы сверяли свои записи по его памяти. Затем он сказал: „Вы думали, что я сопровождаю вас попусту и зря трачу свое время?!“ Тогда мы поняли, что его никто не сможет превзойти» «Табакат аль-Ханабиля» 1/276-277, «Тарих Багдад» 2/14-15, «Табакат ас-Сабаки» 2/217.

Хафиз Абу Ахмад ’Абдуллах ибн Ади рассказывал: «Я слышал, как несколько шейхов говорили о том, что в Багдад приезжает Мухаммад ибн Исма’ил аль-Бухари. Когда знатоки хадисов услышали о нем, они собрались и выбрали сто хадисов. Затем они перемешали их иснады и тексты: соединили текст одного хадиса с иснадом другого, а его иснад с текстом другого хадиса. Каждому ученому они дали по десять хадисов, чтобы он прочел их на собрании у аль-Бухари. Когда собрался народ, поднялся первый из них и спросил аль-Бухари об одном из десяти своих хадисов. Он ответил: „Я не знаю его“. Он спросил о следующем, и он опять ответил: „Я не знаю его“. Так продолжалось, пока он не закончил свои десять хадисов. Ученые переглянулись и сказали: „Он догадался“. А те, кто не знал об этом, смотрели на него, как на беспомощного. Затем поднялся второй ученый и сделал то же, что и первый. Аль-Бухари опять отвечал: „Я не знаю его“. Затем поднялся третий, четвертый, и так все десять. Однако он ничего не прибавлял к словам: „Я не знаю его“. Когда он увидел, что они закончили, он повернулся к первому из них и сказал: „Твой первый хадис такой, второй — такой, третий — такой“, — и так все десять. Он сопоставил все тексты с их иснадами. То же самое он сделал и с хадисами других ученых. Тогда люди признали его память» «Тарих Багдад» 2/20-21, «Тахзиб аль-Камаль» 1171, «Табакат ас-Сабаки» 2/218-219.

Требования, которые он предъявлял к рауиям, были очень строгими, поэтому в его сборнике «ас-Сахих» почти все хадисы достоверны. Абу Аммар аль-Хусейн ибн Хурис сказал: «Я не знаю, видел ли я подобного ему. Он будто был создан для хадисов» «Мукаддима аль-Фатх», стр. 484.

Сам имам сказал: «Я встречался с более чем тысячью ученых в Хиджазе, Ираке, Шаме и Египте, и я не видел ни одного из них, кто бы расходился в одном — в том, что религия — это слова и дела, и что Коран — это Слово Аллаха».

Благородная дань, отданная саляфами этому ученому, выражается в словах Йахйи ибн Джа’фара, который сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада ибн Исма’ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть — уходом знаний» «Тарих Багдад» 2/24, «Тахзиб аль-Камаль» 1172.