Он — Имам, пример, Муджахид, Шейх ханбалитских ученых и величайший среди них в своё время: Абу Мухаммад аль-Хасан Ибн ’Али аль-Барбахари — приписывается к барбахару. Барбахар — это лекарство привозимое из Индии.
Место его рождения и ранние годы.
Доступные источники не упоминают что-либо об его рождении или о ранних годах, но, видимо, он родился и вырос в Багдаде. Это ясно из его славы среди горожан Багдада, не говоря уже об ученых. Более того, аль-Барбахари был знаком с группой сподвижников Имама Ахль-ас-Сунна уа аль-Джама’а Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах. Он учился у них, и большинство их вышло из Багдада, как будет разъяснено. Это показывает, что он вырос в среде знания и приверженности Сунны. Это прямо повлияло на его личность.
Его учителя и его требование знаний.
Аль-Барбахари был выдающимся в поиске знания и затратил большие усилия для овладения им. Он приобретал знания у группы главных учеников Имама Ахмада Ибн Ханбаля, но, к сожалению, из сохранившихся источников нам известны только два имени из них, это:
1. Ахмад Ибн Мухаммад Ибнуль-Хаджадж Ибн Абдиль-Азиз Абу Бакр аль-Марвази: примерный имам, учёный и мухаддис, ученик имама Ахмада. Он умер 6-го джумада-уля в год 275 Х. См. его биографию в книге «Тарих Багъдад», 4/423. Также в книге «Табакъат аль-Фукаха» имама Шейрази, 170. Также в книге «Табакъат аль-Ханабиля», 1/56. Также в книге «Сияр а’лям ан-Нубаля», 13/173.
2. Сахль Ибн Абдулла Ибн Юнус ат-Тустари, Абу Мухаммад: имам, аскет, известный своим отказом от этого мира. Многие мудрые изречения передавались от него и также многие яркие подвиги. Он умер в месяц мухаррам в 238 г.Х, в возрасте около восьмидесяти. См. его биографию в книге «Сияр а’лям ан-Нубаля», 13/330.
Его знания и похвалы ученых о нем.
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, был авторитетным и внушающим уважение имамом, который высказывал правду и призывал к сунне, и к следованию достоверным хадисам. Он был также известным и уважаемым у правителей. В его собраниях проводились кружки по изучению хадисов, передач и фикха. Они посещались многими учеными по хадисам и фикху. См. «Табакъат аль-Ханабиля», 2/64.
Ученый Абу Абдуллах сказал: «Если вы увидите жителя Багдада, который любит Абуль-Хасана Ибн Башшара и Абу Мухаммада аль-Барбахари, то знайте, что он человек Сунны». См. «Табакъат аль-Ханабиля», 2/58.
Его высокое положение показано в словах его ученика Ибн Батты, да смилуется над ним Аллах: «Я слышал, как он (имея в виду аль-Барбахари) сказал в то время, когда людям не давали отправиться в хадж: «О люди! Если кто-то из вас нуждается в помощи в размере ста тысяч динаров и ста тысяч динаров и ста тысяч динаров, умноженных на пять раз — то я помогу ему». Ибн Батта сказал: «Если бы он захотел, люди бы дали ему это».
Что касается похвальных отзывов о нем ученых, то их передавалось много.
Ибн Аби Я’ля сказал: «Шейх общины (таифа) своего времени и опередивший среди них в порицании людей нововведения и в противодействии им своей рукой и языком. И он был известным среди правителей и выдающимся среди ученых. И он был одним из мудрых учёных, крупным и точным запоминателем священных текстов и одним из надёжных верующих».
Аз-Захаби сказал в аль-’Ибаре: «…примерный ученый, шейх ханбалитов в Ираке в речах, действии и отстаивании законного. У него была большая известность и непререкаемый авторитет».
Ибн аль-Джаузи сказал: «…Он собрал знания и отрёкся от этого мира (зухд) и был грозен для людей нововведения».
Ибн Касир сказал: «Аскет, человек знания, ханбалитский учёный, проповедник — и был он суров с людьми нововведения и греха. К нему было огромное уважение, и был он почитаем знатью и простолюдом».
Его благочестие и аскетизм.
Имам аль-Барбахари был известен двумя этими качествами. Это видно из слов Абль-Хасана Ибн Башшара: «Аль-Барбахари раздал семьдесят тысяч динаров, которые он унаследовал от своего отца». Ибн Аби Я’ля сказал: «Аль-Барбахари рьяно боролся и отстаивал свою религию неоднократно».
Его позиция в отношении людей нововведения.
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, был очень жёсток с людьми нововведений и еретических сект, противодействуя им своим языком и своей рукой, в то же время, следуя пути Ахль-ас-Сунна уаль-Джама’а, относительно обращения с людьми нововведений и ереси. Он страстно желал, чтобы эта религия оставалась чистой и свободной от всего того, что люди нововведений и ереси старались примешать к ней, будь то вероубеждения джахмитов, му’тазилитов, ашаритов, суфиев, или шиитов и рафидитов.
Он раскрыл методы, применявшиеся людьми еретических сект для того, чтобы узаконить свои нововведения, и предостерег нас от впадения в их пути и методы. Он оставил для нас обширные и ясные описания людей ереси и нововведения. Они позволяют вам как будто воочию видеть их.
Вкратце, его позиция по отношению к людям еретических сект и нововведений была явно враждебной и жёсткой из-за его обеспокоенности и любви к Сунне, и из-за попыток каждого еретика-нововведенца, нападать на нее. Его позиция по праву показывает прекрасный пример позиции имамов Ахль-ас-Сунна уа аль-Джама’а по отношению к людям нововведений, ереси и заблуждения.
Его ученики.
Большое количество учеников училось у этого имама и получило от него пользу, ибо он был примером, как в своем слове, так и в поступке. И из этих учеников:
- Примерный имам и ученый, Абу Абдуллах Ибн Убайдуллах Ибн Мухаммад аль-Укбари, более известный как Ибн Батта, который умер в 387 г.Х. См. его биографию в книге «Сияр а’лям ан-Нубаля», 16/529.
- Примерный имам, известный своими мудрыми изречениями, Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Исмаил аль-Багдади, Абуль-Хусайн Ибн Самун, проповедник, известный своими поступками и условиями. Он умер в середине зуль-каъда в 387 г. Х. См. его биографию в книге «Сияр а’лям ан-Нубаля», 16/505.
- Ахмад Ибн Камиль Ибн Халяф Ибн Шаджара, Абу Бакр — передатчик книги «Шарху-с-Сунна» имама Барбахари.
- Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Усман, Абу Бакр, о котором аль-Хатыб аль-Багдади (рахимахуЛлах) сказал: “Дошло до меня, что он вел жизнь аскета и был благим, кроме того, что он передал некоторые вещи, которые были слабыми и не имели основания”. См. его биографию в книге «Тарих Багъдад», 3/225; а также в книге «аль-Мизан», 4/28.
Его испытания и смерть.
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, стал известен и снискал огромное уважение среди простого люда и знати, и имел положение в глазах правителей. Однако его враги среди людей еретических сект и нововведений не прекращали свои попытки настроить правителей против него и вызвать гнев в их сердцах против него. Вплоть до того, что в 321 г. Х. халиф аль-Кахир приказал своему министру Ибн Мукле арестовать аль-Барбахари и его учеников. Аль-Барбахари скрылся, хотя группа его близких учеников была схвачена и выслана в Басру. Аллах Всевышний наказал Ибн Муклу за это деяние, вызвав гнев у аль-Кахира Билляха, недовольного Ибн Муклей. Так, что Ибн Мукля бежал и был смещен со своего поста, а его дом был сожжён. Затем сам аль-Кахир Биллях был заключен в тюрьму 6-го джумадал-ахира, 322 г.Х. Он был лишен своего положения и ослеплен на оба глаза. Затем Аллах Всевышний, даровал аль-Барбахари возвращение к своему месту почета.
Когда Абу Абдуллах Ибн Арафа, более известный как Нифтавай, умер, его похороны посетили многие видные люди и ученые, и процессию вел аль-Барбахари и это случилось в сафаре 323 г.Х..
В этом же году авторитет аль-Барбахари значительно укрепился, и его слова имели большой вес, и его студенты стали знаменитыми и разошлись среди людей, осуждая нововведения. Это достигло такой степени, что однажды, когда аль-Барбахари находясь в западной части города, чихнул, его ученики ответили ему, и их было столь много, что халиф услышал их шум в своих покоях, и он спросил о том, что случилось. И когда ему сообщили, он испугался.
Еретики не оставляли своих попыток склонить сердце халифа ар-Рады против аль-Барбахари. Вплоть до того, что халиф ар-Рады дал приказ Бадру аль-Хараси, начальнику своей стражи, отправится гонцом в Багдад и объявить на людях, чтобы не было позволено встречаться вместе любым двум ученикам аль-Барбахари. Шейх вновь скрылся, тайно переехав из западной части города, где он ранее обосновался, в восточную часть города. Он умер в таком состоянии в 329 г. Х.
Ибн Аби Я’ля сказал: «Мухаммад Ибн аль-Хасан аль-Мукри передал мне, говоря: Мой дед и моя бабушка рассказали мне, что: «Абу Мухаммад аль-Барбахари был спрятан сестрой Тузун в восточной части города в переулке общественной бани…он был там на протяжении месяца, затем его кровь перестала течь по жилам. Когда аль-Барбахари умер, всё еще, будучи спрятанным, сестра Тузун сказала своему слуге: «Найди кого-нибудь, чтобы обмыть его». Так, пришел один человек обмыть его, и дверь была на замке, чтобы никто не узнал. Он же один помолился над ним, но когда женщина-владелица дома заглянула в комнату, она увидела, что она полна людьми в белых и зеленых одеждах. Когда он завершил заупокойную молитву, она больше не увидела никого, и она позвала своего слугу и сказала: «Ты погубил меня и моего брата!». И он сказал: «Разве ты не видела то, что видел я?». Она ответил: «Да». Он сказал: «Вот ключи от двери и она до сих пор заперта». Она сказала: «Похорони его в моем доме, и когда я умру, похорони меня вместе с ним».